Быть автором своей судьбы: жизненные сценарии Эрика Берна
Верить в судьбу или нет – выбор каждого, однако, с точки зрения психологии, это понятие имеет свое логическое объяснение. Как бы мы не желали называть себя творцами своей жизни, всегда есть множество предсказуемых и непредсказуемых факторов, которые влияют на наш путь. К предсказуемым факторам можно отнести наше воспитание и те поведенческие паттерны, которые были усвоены нами в детстве от родителей и окружения в целом. Близкие прокладывают те рельсы в нашей голове, по которым в будущем с большой вероятностью и будет следовать психика, если сознательно их не перестраивать. Согласно Эрику Берну, автору культовых книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры в которые играют люди», эти рельсы и называются психологическим сценарием. Это план жизни. Сценарий может основываться на таких вещах, как отношение человека к себе, к другим, к миру и к жизни в целом. А также его способы целеполагания и достижения целей.
Эрик Берн делит сценарии на три группы:
Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла. Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты. Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни. Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это».
Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны. В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать». Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».
Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа. Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.
Этот сценарный процесс имеет две разновидности.
«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.
Основная установка: «Я почти достиг успеха»
«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.
Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.
Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха». Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды. Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в «растительном» существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и предписаний. На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда. Проблема в том, что награды может и не быть. Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».
Как видим, древние греки были неплохими психологами. Часто такие сценарии делают человека несчастным. Но что мешает нам быть режиссерами и взять творческое перо в свои руки? Не переписывать свою жизненную книгу с чистого листа, но более внимательно относясь к собственным действиям и мыслям, начать корректировать свои ошибки и неточности. Как всегда, все зависит только от нас самих.
Эрик Берн делит сценарии на три группы:
Победители. Ставят конкретные цели и достигают их, при этом имеют положительное отношение к себе и к окружающим.
Побежденные. Не достигают своих целей, при этом имеют негативное отношение к себе и к окружающим.
Непобедители. Наверное, самый банальный сценарий, когда человек не имеет собственных целей, но стремится к «нормальной» жизни, «как у всех».
Эрик Берн считал, что в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может воплощать разные сценарии, однако чаще всего происходит так, что какой-то сценарий является доминирующим.
Все мы иногда замечаем за собой не самые лучшие проявления нашей психики. Первые шаги к любым изменениям – понимание того, что именно ты хочешь изменить. А для того, чтобы понять, нужно увидеть сам корень проблемы. Эрик Берн, как изначальный последователь психоанализа, предлагает своим читателям взглянуть на негативные сценарии в свете мифологии, это помогает дистанцироваться и в художественном образе увидеть ситуацию со стороны.
Итак, распространенные негативные сценарии:
Побежденные. Не достигают своих целей, при этом имеют негативное отношение к себе и к окружающим.
Непобедители. Наверное, самый банальный сценарий, когда человек не имеет собственных целей, но стремится к «нормальной» жизни, «как у всех».
Эрик Берн считал, что в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может воплощать разные сценарии, однако чаще всего происходит так, что какой-то сценарий является доминирующим.
Все мы иногда замечаем за собой не самые лучшие проявления нашей психики. Первые шаги к любым изменениям – понимание того, что именно ты хочешь изменить. А для того, чтобы понять, нужно увидеть сам корень проблемы. Эрик Берн, как изначальный последователь психоанализа, предлагает своим читателям взглянуть на негативные сценарии в свете мифологии, это помогает дистанцироваться и в художественном образе увидеть ситуацию со стороны.
Итак, распространенные негативные сценарии:
Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала. Это замечательная история о герое, который, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить своей жажды и голода. Все лежит перед твоим носом, ты можешь взять это прямо сейчас, просто протяни руку! Но герой не делает этого, он живет с установкой «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».
Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла. Как мы помним, Геракл не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий. От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу́ за это».
Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла. Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты. Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни. Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это».
Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны. В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать». Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».
Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа. Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.
Этот сценарный процесс имеет две разновидности.
«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.
Основная установка: «Я почти достиг успеха»
«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.
Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.
Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха». Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды. Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в «растительном» существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и предписаний. На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда. Проблема в том, что награды может и не быть. Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».
Как видим, древние греки были неплохими психологами. Часто такие сценарии делают человека несчастным. Но что мешает нам быть режиссерами и взять творческое перо в свои руки? Не переписывать свою жизненную книгу с чистого листа, но более внимательно относясь к собственным действиям и мыслям, начать корректировать свои ошибки и неточности. Как всегда, все зависит только от нас самих.
©Ксения Вострова