Страны, которые могли бы начать третью мировую войну
Замыкает десятку Россия. После «холодной войны» отношения между США и Россией были относительно стабильными. В 90-е годы президент Борис Ельцин и президент США Клинтон установили прочные отношения, которые сблизили двух бывших противников. Преемник Ельцина Владимир Путин также пользовался столь же теплыми отношениями с бывшим президентом США Джорджем Бушем. Два лидера даже стояли бок о бок во время парада Победы в 2005 году. После событий в Украине и Сирии, отъезд целовальной команды Обамы из Белого дома, скоропостижные шуры-муры с Трампом и прочий патриотизм по разнарядке вот-вот окончательно сделают былые сверхдержавы заклятыми врагами. При всем этом у президента Путина нет никакого желания начинать третью мировую войну, недавние события подтолкнули Россию на грань открытого конфликта с Соединенными Штатами и НАТО. Внутри Сирии российские истребители и беспилотные летательные аппараты США Predator часто летают в метрах друг от друга, а российские реактивные истребители неоднократно совершали беспорядочные полеты над кораблями США. Плюс ко всему недавняя напряженность в отношениях с Турцией только еще больше осложнила ситуацию.
Девятое место занимает Израиль. Независимо от того, на какой стороне израильско-палестинских перепетий вы окажитесь, нельзя отрицать, что если бы третья мировая война когда-либо вспыхнула, существует высокая вероятность того, что Израиль будет в нее вовлечен. Во многих отношениях израильско-палестинский конфликт является пороховой бочкой, которая вот-вот взорвется. Это объясняется тем, что стратегические отношения Израиля с Соединенными Штатами гарантируют участие США в любом серьезном ближневосточном конфликте. В будущем Израиль мог либо начать, либо принять участие в ближневосточном споре, который мог бы легко вызвать союз с Соединенными Штатами. С такой компанией любой локальный ближневосточный конфликт может легко вырваться из-под контроля и перейти прямиком в третью мировую войну. Вопрос в том, насколько вероятен ближневосточный конфликт с участием Израиля? Невозможно точно знать ответ, но время, скорее всего, покажет. То, что мы знаем, состоит в том, что само существование Израиля вызывает неподобающую ярость и ненависть у его критиков. Мы также знаем, что десятки террористических организаций по всему миру преданы делу уничтожения государства Израиль и что Израиль воевал со своими соседями восемь раз. С течением времени это число будет только увеличиваться.
Номер восемь — это Иран. В средствах массовой информации по всему западному миру Иран часто изображается как нестабильный и агрессивный режим, который всегда находится на пороге начала войны на Ближнем Востоке. Однако это изображение не вполне укладывается в историю Ирана, так как последний раз, когда страна начала войну шел 1838 год. Однако вполне возможно, что Иран может оказаться в конфликте с любым количеством стран, с которыми он конкурирует. К ним относятся Турция, Израиль и Саудовская Аравия, которые являются основными конкурентами Ирана на Ближнем Востоке. Иран пытался расширить свое влияние на юг Ирака, что может привести к войне. Иран также непосредственно конкурирует с Израилем, как в Палестине, так и в Ливане, из-за его политики снабжения ХАМАСом и «Хезболлах» оружием и припасами. И, как уже упоминалось ранее, любой конфликт с Израилем может легко затянуться Соединенные Штаты. При этом сам Иран все чаще вступает в альянсы с Китаем и Россией, использую стремление России и Китая ограничить влияние США на Ближнем Востоке, заодно противодействуя амбициям Турции.
Номер семь — это Китай. Многие из тех, кто следил за экспансионистскими шагами Китая в Южно-Китайском море, остаются абсолютно уверенными в том, что, если бы еще одна мировая война вспыхнула, Китай, несомненно, станет тому причиной. Политика Китая в отношении внезапных претензий на чужую территорию, а также его программу искусственного острова привела Китай к прямой конфронтации с Вьетнамом, Южной Кореей, Филиппинами и Японией.
И из-за обострившейся напряженности в регионе Вьетнам пообещал построить свою армию в соответствии с силой Китая, и в то же время Япония рассматривает возможность перевооружения. Помимо этого, реинтеграция Тайваня уже давно является целью Пекина, и Китай неоднократно угрожал вторжением, чтобы вернуть себе блудную провинцию-изгоя. Вторжение на Тайвань может вызвать ответ США и быстро вырваться из-под контроля, прежде чем можно будет найти мирное решение. Хотя вторжение на Тайвань маловероятно, Китай все еще гораздо более вероятный кандидат для начала глобального конфликта, чем большинство других стран.
Номер шесть — Северная Корея. Северная Корея, несмотря на все ее буйство, каждый год угрожает Южной Корее и Соединенным Штатам. Тем не менее, государство Северная Корея обладает ядерным оружием, водородными бомбами, тысячами ракетных установок и артиллерийскими батареями. Одна ошибка в этом напряженном регионе может вызвать разрушительный конфликт. Северная Корея также имеет прочные связи с Россией, а также с Китаем, которые поддерживали Северную Корею во время Корейской войны и продолжают поддерживать ее по сей день. Прямая оппозиция Северной Кореи Соединенным Штатам и дружеские связи с двумя из крупнейших сверхдержав мира могли бы быстро ускорить то, что обычно принято называть локальным корейским конфликтом.
Номер пять — Турция. После того, как в ходе гражданской войны в Сирии Турция, уничтожив как российский беспилотный летательный аппарат, так и российскую Су-24, сделала шаг к третьей мировой. Реакция России лишь еще больше обострила кризис, поскольку Россия ввела санкции в отношении Турции. Эти события приблизили мир к войне, потому что Турция является членом НАТО, и согласно статье V Устава НАТО все члены НАТО обязаны прийти на помощь Турции в случае конфликта. Любая эскалация турецких сил может привести к тому, что НАТО, независимо от того, хочет или не хочет, войдет в конфронтацию с Россией, и, благодаря недавним событиям, похоже, что конфликт между Россией и Турцией становится реальной возможностью.
Четвертый номер — Индия. Хотя Индия оставалась нейтральной во время большинства конфликтов, страна все еще может стать катализатором третьей мировой войны. Это связано с многочисленными территориальными спорами Индии с Китаем и Пакистаном. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, Индия и Пакистан четыре раза были в состоянии войны с 1947 года, и с тех пор они неоднократно сталкивались друг с другом. Несмотря на все дипломатические усилия, территориальные споры Индии не были разрешены. Это означает, что угроза открытого конфликта остается. По мере того, как Индия продолжает расширять свою армию и модернизировать свой флот, возможности для Индии стать втянутой в разрушительную войну, только увеличиваться.
Номер три — Пакистан. В качестве альтернативы Пакистан может принять решение или может быть вынужден в ближайшем будущем начать борьбу с Индией. Пакистан обладает ядерным оружием, которое будет иметь разрушительные последствия, если оно когда-либо будет использоваться. Эта возможность не так уж и надумана, поскольку Пакистан неоднократно угрожал использовать свой ядерный арсенал в Индии. Однако шансы на еще один пакистано-индийский конфликт остаются отдаленными, поскольку обе страны находятся в состоянии мира с 1999 года. Несмотря на то, что напряженность по-прежнему высока вдоль границ Индии и Пакистана, и обе страны продолжают искать способы обеспечить контроль над своими спорными регионами.
Второе место занимает Сирия. Хотя главная задача президента Асада заключалась в том, чтобы быстро уничтожить его оппозицию и предотвратить дальнейшую эскалацию гражданской войны в Сирии, произошло прямо противоположное. Например, еще в свою бытность президент Обама неоднократно угрожал принять решительные меры против правительства Асада из-за предполагаемого применения химического оружия. Идею с химоружием решил подхватить Трамп. И в то же время многие в правительстве США открыто призывали к прямому вмешательству в сирийскую гражданскую войну. Чтобы противостоять этим угрозам, Путин по приглашению президента Асада начал наносить удары по сирийским повстанцам в надежде быстро устранить оппозицию Асада. В результате Сирия стала одной из наиболее вероятных стран, которые стали причиной Третьей мировой войны, потому что сирийская гражданская война как дестабилизировала Ближний Восток, так и столкнула Соединенные Штаты и Россию друг против друга. Явная близость стольких великих держав в этом опасном регионе привела мир ближе к войне, чем любой другой момент в новейшей истории.
И номер один — это Соединенные Штаты Америки. Когда бы ни был конфликт в любой точке мира, в девяти случаях из десяти Соединенные Штаты участвуют в нем каком-то качестве. Соединенные Штаты поддерживают сотни военных баз, которые размещены во многих странах, и воевали девять раз за последние 20 лет. Соединенные Штаты также имеют долгую историю госпереворотов, свержения правительств и поддержки военных диктатур во всем мире. Некоторые примеры этой интервенционистской внешней политики включают, но не ограничиваются ими, Иран в 1953 году, Гватемала в 1954 году, Конго в 1960 году, Доминиканская Республика в 1961 году, Южный Вьетнам в 1963 году, Бразилия в 1964 году, Чили в 1973 году и Ирак в 1992 и 2003 году, Сирия в 2011 году и, наконец, Украина в 2014 году. Такая политика поддержания мира и постоянной войны может легко перерасти в мировой конфликт. Современная геополитика — это тонкий баланс сил и во многом похожа на игру в шахматы. Части движутся быстро, и силы могут быстро подниматься и падать. Дело в том, что чем больше конфликтов подстрекают США, тем больше вероятность того, что им предстоит «отвечать» за начало третьей мировой войны.
©Андрей Рубченко